Незнание законов, как понятно, от ответственности не высвобождает, в то время как осведомленность людей о собственных правах часто ежели не помогает защититься от тривиального беспредела, то, по последней мере, дозволяет оспорить незаконные деяния в суде. Но как быть, ежели закона просто не существует?
Конкретно с данной нам неувязкой часто сталкивается, время от времени даже того не осознавая, любой из нас на приеме в поликлинике, в больнице либо, не дай Бог, карете скорой помощи.
Что делать, ежели мед персонал не пускает в реанимационную палату к смертельно нездоровому священника либо раввина для крайней исповеди?
Либо недобросовестный доктор выписывает, по сути, совсем ненадобные пациенту лекарства лишь поэтому, что получает проценты от распространяющей их компании?
А такие случаи, к слову, — рядовая практика почти всех (ежели не большинства) эскулапов, «прикормленных» лекарственными компаниями. Которые готовы чуток ли не каждый месяц безвозмездно возить докторов на «семинары» в ОАЭ и «конференции» в Турции, только бы выписывали клиентам конкретно «верный» продукт.
В большинстве цивилизованных государств права пациентов регулируются отдельным законом. В нашем уже полностью «совершеннолетнем» государстве соответственного нормативного акта до этого времени не существует.
Вообщем, лед тронулся. За крайние две недельки министр здравоохранения Раиса Богатырева не раз заявляла о том, что Украине нужен Мед кодекс - свод законов, регламентирующих дела доктора, пациента и страны. Выступая с открытой лекцией в Государственном мед институте им. Богомольца, глава Минздрава также сказала, что на рассмотрении Верховной Рады уже находится проект закона «О правах пациентов». По словам Богатыревой, необходимость принятия такового закона «издавна назрела», потому что его наличие «подтверждает развитость общества и приобщение страны к системе европейских ценностей».
В этом госпожа министр совсем права. Но, ознакомившись с списком зарегистрированных в парламенте законопроектов, «Комменты» с удивлением нашли, что единственный документ, озаглавленный как проект закона «О правах пациентов в Украине», является плодом коллективного творчества… депутатов фракции «Батькивщина» во главе с Арсением Яценюком. Идет речь о проекте закона, зарегистрированном под номером 2438.
Неужто здравый смысл наконец-то возобладал, и власть готова ради благополучия «малеханьких украинцев» идти на сотрудничество с оппозицией?
О том, что Украине просто нужен закон, конкретизирующий и верно регулирующий права пациентов (другими словами всех, без исключения, людей - ведь даже мед работники, как досадно бы это не звучало, хворают), различные публичные организации трубят уже не 1-ый год. Но воз и сейчас там. Или кому-то принятие такового нормативного акта невыгодно, или наши законодатели просто неспособны оторваться от политики и вникнуть в такие дальние от их ежедневной деятельности сферы. Это ведь не «золотой» лекарственный рынок регулировать, когда и мыслить не нужно - знай нажимай клавишу по мановению магической дирижерской руки государя Чечетова.
Хотя, казалось бы, профессионалов с мед образованием в Верховной Раде хватает - по последней мере, на один профильный комитет. Но пытаясь узнать у 1-го из очень подкованных в данной нам сфере членов комитета по вопросцам здравоохранения, какова будет позиция комитета и его лично по поводу законопроекта «батькивщиновцев», «Комменты» в ответ услышали: «Я этого проекта в глаза не лицезрел».
Ежели уж даже в «главном» комитете не очень интересуются будущим украинских пациентов, то что говорить о парламенте в целом… А меж тем, ознакомиться с содержанием проекта закона «О правах пациентов» на веб-сайте ВР может каждый желающий.
Справедливости ради следует отметить, что это уже не 1-ый законопроект с аналогичным заглавием, зарегистрированный в украинском парламенте. Наиболее чем 10 годов назад, 16 января 2003 года, тогда еще член уже теряющей влияние НДП Сергей Шевчук (сейчас - министр здравоохранения в теневом правительстве оппозиции) внес на рассмотрение Верховной Рады 3-го созыва проект закона «О правах пациентов». Доктор с долголетним стажем, Шевчук осознавал, как принципиально выделить права пациента в отдельную нишу, а не «чесать под одну гребенку» со всеми остальными нормами, как в существующем мед законодательстве.
Но специалисты в законопроекте десятилетней давности отыскали много недочетов. Вообщем, речь шла в большей степени о юридической казуистике.
К примеру, в проекте Шевчука было сказано: «В случае, ежели доктор считает, что мед вмешательство нужно для спасения жизни пациента либо сделает лучше состояние его здоровья, а сам пациент не в состоянии принять решение и его законный представитель не воспринимает решение о проведении мед вмешательства либо отсутствует, доктор такое вмешательство решает».
Спецы Главенствующего научно-экспертного управления Верховной Рады полностью резонно посчитали такую формулировку очень массивной и юридически сомнительной. По данной для нас же причине, также из-за дискриминационных положений (как, к примеру, утаивание от пациента инфы о настоящем состоянии его здоровья), был «забракован» другой законопроект представителей фракции Компартии.
И хотя специалисты давали навести оба проекта на повторное 1-ое чтение, основательно доработав и, может быть, даже объединив, закончилось все снятием их с рассмотрения.
И вот наконец-то парламентарии опять вспомнили о пациентах. Проектом закона, создателями которого значатся А. Яценюк, С. Кубив, В. Шкварилюк и др., клиентам гарантируется право на доступность и гарантированный уровень медпомощи; безопасную и доброкачественную медпомощь; мед информацию; информированное согласие; свободу выбора; конфиденциальность; соблюдение норм мед этики; соблюдение стандартов в сфере здравоохранения; личный подход к исцелению; подачу жалобы и защиту собственных прав; возмещение убытков, причиненных при оказании мед помощи.
Даже поверхностное исследование данного законопроекта указывает, что по сопоставлению с предшественниками десятилетней давности он выписан наиболее кропотливо и продуманно. В то же время неоднозначные моменты остаются. А именно, согласно проекту Яценюка и компании, дееспособный и осознающий свои деяния пациент имеет право отрешиться от мед помощи. Но как быть в этом случае, ежели без соответствующего исцеления он является опасностью для окружающих (к примеру, в случае открытой формы туберкулеза), в законопроекте не указано.
Отсутствует и пункт о незаконном назначении необоснованно дорогостоящего либо «излишнего» исцеления.
Так либо по другому, необходимость принятия отдельного закона о правах пациента признают все причастные стороны. Вот лишь в том, что судьба упомянутого законопроекта окажется наиболее счастливой, чем его предшественников, беря во внимание расклад сил в сегодняшнем созыве ВР, появляются огромные сомнения.
Городские хроники, популярное. - Trueradio.ru All Rights Reserved.