Траурные мероприятия на центральной улице Краковское предместье возглавит брат покойного президента Ярослав Качиньский. Как ожидается, утреннее шествие в центре городка соберет тыщи человек. Иногородних приверженцев партии «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского будут доставлять в столицу автобусами. Организованная им и его соратниками программа предугадывает также показ документального кинофильма «Анатомия падения». Вечерком пройдут траурные концерты.
Правительственные чиновники почтут память жертв смоленской авиакатастрофы раздельно от Качиньского и его приверженцев, показывая глубочайший раскол в польской политической элите. Премьер Туск рано с утра, до вылета в Нигерию возложит цветочки к памятнику жертвам катастрофы на военном кладбище «Повонзки». Роль в религиозной церемонии от имени правительства воспримет министр культуры Богдан Здроевский. Глава ведомства, курирующий установку монумента жертвам катастрофы в Смоленске, будет находиться на освящении фрагментов грядущего мемориала в храме Божьего Провидения на окраине польской столицы.
Еще три представителя властей отправятся на траурные мероприятия в Смоленск — это глава канцелярии премьера Яцек Чихоцкий, глава МВД Бартоломей Сенкевич и глава Минобороны Томаш Семоняк. Управляющий пресс-службы администрации Смоленской области Руслан Смашнев сказал, что в траурных мероприятиях в регионе планируется роль смоленского губернатора Алексея Островского.
Самолет президента Польши Леха Качиньского потерпел крушение под Смоленском 10 апреля 2010 года. На борту Ту-154 находилось 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Никто не выжил, погибли президент Польши, его жена Мария и представители управления страны.
Согласно размещенному 12 января 2011 года окончательному отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы под Смоленском, Ту-154, бортовой номер 101, гос авиации Польши потерпел катастрофу 10 апреля в 10:41 (мск) при заходе на взлетно-посадочную полосу 26 аэродрома Смоленск «Северный» и при понижении ниже установленной малой безопасной высоты (100 метров) в метеоусловиях ужаснее установленного минимума аэродрома, воздушного судна и командира.
Согласно докладу МАК, конкретной предпосылкой крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недочеты в обеспечении полета и подготовке экипажа. Материалы технического расследования свидетельствуют, что в кабине пилотов во время высадки находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам профессионалов, в том числе польских, его присутствие оказывало давление на пилотов и воздействовало на их решение высадить самолет в Смоленске, невзирая на предупреждения диспетчеров.
29 июля 2011 года собственный доклад представила польская правительственная комиссия. В итоговом докладе говорится, что одной из обстоятельств катастрофы самолета президента Польши стал поздний уход пилота на 2-ой круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на высадку — члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS, процедура ухода была изготовлена на 60 метров ниже допустимой. Также экипажу недоставало обучения на симуляторах в тяжелых погодных критериях.
В то же время, польская правительственная комиссия не считает, что на экипаж президентского Ту-154 оказывалось давление. Польская сторона считает, что русский диспетчер в Смоленске давал некорректные команды экипажу, а аэродром не обеспечил сохранности полета, в том числе из-за нехороший видимости.
В связи с авиакатастрофой под Смоленском в Польше и Рф был объявлен траур. Деньком скорби в Рф стало 12 апреля, а в Польше была объявлена траурная неделька. Лех и Мария Качиньские были погребены в Кафедральном соборе царского замка Вавель в Кракове. На варшавском кладбище «Повонзки» были похоронены 28 жертв авиакатастрофы.
В январе 2012 года были представлены результаты работы профессионалов Краковского Института судебных экспертиз имени Яна Зена, которые с 2010 года изучали записи речевых самописцев разбившегося президентского борта. Краковские специалисты, в отличие от профессионалов, слушавших записи скоро опосля катастрофы, не услышали голоса главкома ВВС Анджея Бласика. Это поставило под вопросец как факт его присутствия в кабине пилотов, так и тезис следствия о том, что главком оказывал давление на экипаж. Наиболее того, создатели новейшей экспертизы пришли к выводу, что посторонние голоса в кабине пилотов могли доноситься через двери.
10 сентября 2012 года парламентская группа по расследованию обстоятельств катастрофы польского президентского лайнера Ту-154 под Смоленском, состоящая из членов оппозиционной в Польше партии «Закон и справедливость», опубликовала на собственном веб-сайте доклад под заглавием «28 месяцев опосля Смоленска» и выдвинула свою версию событий, согласно которой крушение вышло в итоге взрывов. Группа опровергла выводы официального следствия.
Как отмечается в докладе, авиакатастрофа произошла на фоне противоборства премьер-министра Дональда Туска и президента Леха Качиньского. Создатели доклада обвинили также правительство Польши в «передаче» расследования русской стороне.
Главными профессионалами доклада оппозиционеров стали два американских ученых польского происхождения — Веслав Биненда и Казимеж Новачик. По их данным, столкновение самолета с деревом не могло привести к разрушению крыла, а параметрический регистратор полета типо зафиксировал два «мощных сотрясения» на борту. В конце октября газета Rzeczpospolita написала о типо найденных следах взрывчатки на обломках самолета. Ведущая следствие Основная военная прокуратура опровергла эти сведения.
Сначала марта 2013 года русские и польские следователи завершили очередной шаг совместной работы в рамках расследования катастрофы: новенькая экспертиза не выявила следов взрыва. Польша достигает скорейшей передачи ей обломков самолета, русская сторона настаивает на необходимости бросить их пока в РФ, потому что может появиться необходимость проведения доп экспертиз.
Польша рассчитывает к маю получить местность под стройку монумента жертвам авиакатастрофы под Смоленском, 10 апреля 2010 года унесшей жизни 96 человек, в том числе президента республики Леха Качиньского. О этом сказал в эфире Польского радио министр культуры и государственного наследия страны Богдан Здроевский.
«С момента получения полного доступа к местности… нам пригодится минимум три, а максимум 6 месяцев, чтоб установить монумент и приготовить его к открытию», — указал он. «Практически предварительные работы могут начаться уже в мае, чтоб завершиться не позже конца октября», — добавил министр.
Четкая дата открытия монумента под Смоленском в Польше не именуется, но, согласно неофициальным данным, планируется завершить этот проект к четвертой годовщине катастрофы — 10 апреля 2014 года.
Ранее польское министерство культуры опровергло всераспространенную на прошлой недельке информацию русских СМИ, что власти Польши рассчитывают получить местность площадью в 90 тыщ кв м, на которой кроме мемориального комплекса типо предвидено возведение часовни, создание музея, также охранной и парковочной зон.
«Гранитный монумент займет площадь в 1219 кв м. Инфраструктура включает также дорогу для подъезда к мемориалу, автостоянку и санитарный узел», — отметили в польском ведомстве, выделив, что «в проекте не запланированы никакие часовни либо другие места религиозного культа, также музейные экспозиции».
Согласно утвержденному как Варшавой, так и Москвой, проекту творческого коллектива польских архитекторов, на месте авиакатастрофы президентского лайнера Ту-154М под Смоленском будет установлена стенка высотой 2,2 м из красноватого шведского гранита с перечислением имен всех погибших в авиакатастрофе. По плану создателей, в одном месте стенка прерывается на несколько метров, чтоб гости могли узреть панораму места катастрофы. Один из фрагментов монумента в ближайшую среду, в третью годовщину катастрофы, будет освящен в варшавском храме Божественного провидения.
Применены материалы ИТАР-ТАСС, РИА Анонсы.
Городские хроники, популярное. - Trueradio.ru All Rights Reserved.