• В Волгограде убили отысканные в Ворошиловском районе авиабомбы

  • Чтоб получить больше корма, птенцы рискуют жизнью

  • Социально-культурная акция "Библионочь" пройдёт в "Дирижабле" на Б.Покровской



Калмыки Отто Долля

В летнюю пору 1983 года в Элисте, столице Калмыцкой автономной русской республики, начался процесс Ермака Лукьянова — бельгийского гражданина калмыцкого происхождения, который обвинялся в измене родине.

Несколькими десятилетиями ранее, в 1940 году во время советско-финской «зимней войны» он попал в финский плен, а опосля окончания военных действий отказался ворачиваться на родину. Из Финляндии он перебрался во Францию, а в 1943 году вступил в сделанный германцами Калмыцкий кавалерийский корпус. Он занял там достаточно высшую позицию, став командующим 3-м, а опосля 4-м и 1-м эскадронами-корпусами.

Опосля войны Лукьянов получил гражданство Бельгии и провел в данной для нас стране много лет. Время усыпило его внимательность: в 1968 году Лукьянов очень легкомысленно отправился в туристскую поездку в Москву. Оказалось, что русские власти не запамятовали о его прегрешениях. Лукьянов был арестован и провел последующие 15 лет в психиатрических больницах, находившихся под надзором КГБ (печально именитых «психушках»), чтоб в итоге стать перед трибуналом. Его признали виновным в измене родине и приговорили к смертной экзекуции. Посреди мая 1984 года Лукьянов умер от руки палача.

Процесс и казнь Лукьянова вызвали бурю возмущения на Западе. С протестным заявлением выступили 260 бельгийских депутатов, представители Евро парламента и правозащитники. Информация о удерживаемых в «психушках» диссидентах, политических действиях и смертных приговорах вызывала естественное сочувствии, но в случае бывшего калмыцкого кавалериста, стоит задаться вопросцем: по адресу ли звучали гневные слова западных политиков и активистов?..

Воюющие буддисты и красноватые цари

Калмыки — это татарский люд ойратской группы, происходящий с местности Монголии и Джунгарии, который живет на данный момент на юго-восточных оконечностях Европы у Каспийского моря. Уже в дальнем прошедшем калмыки показали себя как воинственная цивилизация. В конце XVI века они приняли тибетский буддизм, но не отказались от собственных боевых привычек (что сильно расползается с всераспространенным представлением о буддизме, как «религии пацифистов»). В последующем столетии калмыки, на которых оказывали массивное давление остальные татарские народы и китайцы, направились на запад. Опустошая по пути местности Южной Сибири, окрестности Уфы, Саратова и улусы Ногайской орды, они, в конце концов, пришли в приволжские степи. Калмыки вели жестокие бои с кабардинцами, ногайцами и крымскими татарами, и с течением времени подчинились русским царям, став для их поставщиками хороших кавалерийских отрядов. Они показали себя в процессе наполеоновских войн, храбро сражались во время гражданской войны под началом белоснежных генералов Антона Деникина и Петра Врангеля.

Опосля победы большевиков калмыки разделили трагическую судьбу остальных народов бывшей русской империи. Новенькая власть предложила им, правда, автономию, но на практике большевики вели в Калмыкии (как и в остальных частях страны) свирепый террор и преследования. Жертвой расстрелов, арестов и депортаций пали тыщи людей. Свободолюбивых кочевников заставляли вести оседлую жизнь в выделенных пустынных районах, их буддийские монастыри подверглись планомерному разрушению, а калмыцкий язык вытесняли из школ и официальных ведомств. К страданиям калмыцкого народа добавился ужасный голод 30-х годов, который стал результатом настолько же беспощадной, сколь и бессмысленной русской политики коллективизации сельского хозяйства.

Союзники Рейха

Логично, что когда сначала 1942 года в Калмыкию пришли отряды вермахта, местное население встретило их как освободителей. Необходимо отметить, что в последующие месяцы германские власти вели в отношении калмыков опытную и дальновидную политику, сильно отличавшуюся от действий германцев в остальных захваченных районах СССР: они распустили колхозы и распределили их земли меж жителями; вернули калмыцкие школы и прессу; разрешили создавать полицию и военные отряды. В крайних особенное значение получили кавалерийские части, созданием которых занялся зондерфюрер Отто Вербе, использовавший псевдоним «доктор Долль». Его формирование фигурировало под заглавием «Калмыцкий кавалерийский корпус доктора Долля» (ККК) либо Калмыцкий легион. Размерами он не поражал: посреди 1943 года в него входило всего 2200 бойцов. Когда немцы, боясь контрнаступления русской армии, выходили из Калмыкии, корпус отправился с ними. Его ряды, пополнившись калмыцкими беженцами, существенно выросли: сначала 1945 года, невзирая на понесенные утраты, в корпусе было 5 тыщ человек, включая германских офицеров и добровольцев остальных национальностей (а именно, татар).

Правонарушители

ККК сражался плечо о плечо с вермахтом сначала на русских захваченных территориях, а позже на польских землях. К огорчению, в Польше немцы употребляли калмыков для операций против партизан (а именно «Штурмвинд-1» и «Штурмвинд-2») и усмирения деревень в Келецком, Лодзинском и Люблинском районах. Калмыки отличались неописуемой жестокостью по отношению к мирному популяции: они убивали, грабили и насиловали.

Изданная не так давно люблинским отделом Института государственной памяти (IPN) монография Рышарда Содела (Ryszard Sodel) «Калмыцкий кавалерийский корпус» содержит 10-ки свидетельств выживших в данной нам резне поляков. Тут есть описания массовых казней и отдельных убийств, разбоя, ожесточенных изнасилований, случаев внедрения пыток, когда людям выкалывали глаза, разламывали руки и ноги…

Представляется, что не все эти вещи можно разъяснить германскими приказами. Даже напротив, в рассказах польских очевидцев возникает информация, что в неких вариантах как раз немцы старались сдержать жестокость бойцов ККК.

Депортация

В мае 1945 года калмыки сдались в Австрии английским войскам. Потом западные союзники в согласовании с ялтинскими договоренностями решили «вернуть» Сталину русских людей, оказавшихся на Западе. Это решение, которое не учитывало меру персональной вины отдельных представителей бессчетной армии пленных и беженцев с востока, оказалось в итоге преступным (что интересно, депортации избежали, к примеру, украинские эсэсовцы из дивизии «Галичина» либо некие офицеры ККК, как упоминавшийся Ермак Лукьянов либо начальник штаба корпуса Дорджи Арбаков).

Судьба людей, отправленных в пасть империи зла, была страшной: почти все были казнены, сотки тыщ подверглись различного рода репрессиям. Бойцов ККК, представших перед русскими судами, приговаривали к смертной экзекуции либо на много лет высылали в лагеря. Наиболее того, по решению Сталина, депортации в Сибирь подвергся весь (!) калмыцкий люд. Эшелоны со ссыльными отчаливали в Алтайский и Красноярский край, Новосибирскую и Омскую область. Разрешение возвратиться в родные края калмыки получили лишь в 1957 году.

Уничтожте нас!

Воспоминания о калмыцких кавалеристах может отдать повод для размышления всем тем, кто с замиранием сердца читал повесть «Контра» Юзефа Мацкевича (Józef Mackiewicz). Это мощное произведение посвящено сначала бойцам 15-го кавалерийского казачьего корпуса СС, которые, как и калмыки, сражались рука о руку с германцами, а опосля войны были высланы на восток, прямо в руки НКВД.

В память в особенности врезается изображенная в повести картина депортации: малая напуганная девченка из лагеря казаков втискивает в руку английского бойца записку с фразой на ломанном британском: «Уничтожте нас, но не отдавайте большевикам!» (Мацкевич пишет: «Боец с трудом разобрал написанную на листке фразу, упрятал записку в нагрудный кармашек и разрыдался».)

Следует, но, напомнить, что вне зависимости от того, как оценивать самих казаков из 15-го корпуса (о этом продолжают спорить меж собой историки), в его составе под конец войны оказался один из полков ККК. И хотя бы один данный факт припоминает о том, что посреди депортированных вместе с обилием невинных жертв были и истинные правонарушители.

Правда о истории народов русской империи горька. Но, как писал сам создатель «Контры», по-настоящему увлекательна быть может лишь правда.

Городские хроники, популярное. - Trueradio.ru All Rights Reserved.